Контрафакт и фальсификат на стройке: без вины виноватые

В конце мая Общественная палата РФ собрала представителей исполнительной власти, правоохранительных органов, надзорных организаций и бизнеса — с тем, чтобы обсудить сложившееся положение в сфере оборота некачественных и контрафактных строительных материалов.

Круглый стол с представителями Минстроя, Прокуратуры, МВД, Росстандарта, Роскачества, Росаккредитации и производителей стройматериалов был организован по инициативе Ассоциации строителей России. Модерировал мероприятие Председатель Комиссии по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами ОП РФ Владислав Гриб — по его словам, объем контрафактной продукции имеет тенденцию к росту из-за наблюдаемого экономического кризиса.

Открыл заседание Председатель Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам ОП РФ Игорь Шпектор. Призвав присутствовавших представителей СМИ и Общественной палаты к компетентному разбору сложившейся ситуации, Игорь Леонидович привел в пример случай, когда общественники задают неграмотные вопросы, будучи по основному роду деятельности кондитерами — на это генеральный директор липецкого трубопрокатного завода «Свободный Сокол» Игорь Ефремов заметил, что еще страшнее, когда кондитеры оказываются в высоких креслах министерств.

С сообщением выступил Президент Ассоциации строителей России Николай Кошман. По его словам, остается неясным, почему производство строительных материалов находится в ведении Минпромторга, а не профильного министерства — это сказывается на эффективности принимаемых решений, потому что чиновникам часто приходится объяснять «чем газобетон отличается от пеностекла». Николай также подчеркнул, что последние катастрофы в Кемерово, Казани, Саратове, Омске и Грозном случились, во многом, из-за использования некачественных строительных материалов — а их появление на стройплощадках отвечает проводимой исполнительными властями и ФАС политике, направленной на удешевление стройматериалов.

Николай Кошман также привел пример деструктивной деятельности ВЭБа, «обанкротившего 13 тыс. предприятий, из них шесть — стратегического назначения». Так, отечественному производителю пеностекла удалось запустить линию по производству утеплителя для заводов СПГ. До последнего момента продукцию на данные объекты — а до 2024 г. должны быть построены семь новых заводов — поставлялись исключительно американскими производителями. Продолжительная экспертиза в США дала положительное заключение о применении отечественной продукции, отметив её превосходящее американские аналоги качество и дешевизну. Спустя не более двух недель после получения разрешительной документации ВЭБ заблокировал счета отечественной компании. Производителю пришлось многократно отстаивать свои права в суде.

Далее, сконцентрировав внимание на ситуации в производстве цемента, Николай Кошман сообщил, что в 2017 г. доля некачественной продукции по этому виду товара составила 20%. Лидером здесь является СФО, где было продано более 150 тыс. тонн фальсификата. Цемент разбавляется золами и радиоактивными шлаками, при этом слабым звеном в контроле за качеством являются сертифицирующие организации. Доля поддельных или несоответствующих действительности сертификатов достигает 18%. Президент Ассоциации призвал к введению нотификации компаний с созданием общедоступного реестра и черного списка сертифицирующих организаций. Так, в Германии 4 тыс. аккредитованных компаний, из них нотифицированы — 208.

За нотификацию также выступил замдиректора департамента градостроительной деятельности Минстроя Александр Степанов. Чиновник отметил сильное влияние, которое оказывается на министерство со стороны стран-партнеров, прежде всего Казахстана, по линии работы над техническим регламентом ЕАЭС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Однако существенные дисбалансы присутствуют и во внутреннем регулировании: помимо разделения полномочий с Минпромторгом, также вне ведения министерства находятся вопросы строительного надзора.

Представитель от предпринимателей Игорь Ефремов назвал главной проблемой в деле контроля качества продукции — отсутствие государственных стандартов по подавляющему числу строительной номенклатуры. Сложилась ситуация, когда каждый производитель может через мелкие лаборатории и институты написать собственный свод правил и техническое условие, получить сертификат и продавать некачественные материалы. По словам директора липецкого трубопрокатного завода «Свободный Сокол», пока государство не стандартизует основные виды стройматериалов, усилия надзорных органов останутся тщетными.

Контрафакт и фальсификат на стройке: без вины виноватые

К позиции бизнеса присоединился замруководителя ЦМТУ Росстандарта Владимир Иванов, отметив необходимость введения стандартов по всем железобетонным изделиям. Касаясь другой стороны вопроса, чиновник отметил факт, что часто жертвами фальсифицированной и контрафактной продукции становятся не только конечные покупатели, но и продавцы — так, недавно в крупном ритейле в продаже находился цемент, прочность которого не превышала 50% от заявленной. По словам Владимира Иванова, необходимо обязать точки сбыта вести входной контроль поступающих стройматериалов.

По словам члена Экспертного совета при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции НО «Союзцемент» Натальи Кожиной, ритейлам выгодно торговать некачественной продукцией, потому что являясь более дешевой, она обеспечивает продавцам большую прибыль. Добросовестные производители в прошлом году потеряли в результате действий мошенников 40 млрд руб., а государственный бюджет не досчитался 9 млрд руб. налоговых поступлений. Помимо усиления контроля должна быть поднята ответственность за контрафактную продукцию, вплоть до уголовной — как отмечает Наталья, сегодня штраф в пересчете на тонну цемента составляет всего 250 р.

По словам первого замруководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрея Лоцманова, в прошлом году в обращении находилось 10 млн тонн цементного фальсификата. Эксперт отметил тот факт, что после введения в 2017 году госстандарта на цемент доля некачественной продукции снизилась. Общей проблемой отрасли является половинчатость в политике её регулирования: законодательная основа соответствует европейским образцам, а контроль — нет. В ЕС существуют внезапные проверки, а у нас о них уведомляют. Питательной средой для роста некачественной продукции также является существующий режим налоговых каникул — от проверок освобождены попадающие под расширенные критерии МСБ весьма крупные организации.

Надзорные органы обязаны информировать бизнес за день до внеплановой проверки — часто этого времени достаточно для того, чтобы скрыть преступную деятельность, считает первый вице-президент АО «ХК «Сибцем» Геннадий Рассказов. В прошлом году предприятие самостоятельно провело 28 контрольных закупок цемента, выявив около 90 нарушений. При этом обращения в надзорные органы часто оказываются безрезультатными из-за «отсутствия достаточных данных», затягивания сроков сбора информации и претензионного порядка делопроизводства. И главное, по словам промышленника, не существует механизма по отзыву черного сертификата — после оплаты штрафа недобросовестная компания имеет право продолжить работу.

По словам замначальника отдела по борьбе с правонарушениями в сферах сельского хозяйства, материального производства и непроизводственной сфере Управления «П» ГУЭБиПК МВД России Захара Головнева, в отличие от контрафакта, реализация фальсификата по существующему законодательству не преследуется, что на практике приводит к тому, что сотрудники правоохранительных органов не имеют права принять обеспечительные меры или уничтожать некачественный товар.

Брешь в законе также создает отсутствие сформулированного статуса фасовщиков, выпускающих цемент в обращение — считает заведующий кафедрой химической технологии вяжущих материалов Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, кандидат технических наук Сергей Сивков. Подливает масла в огонь и ФАС, требующая от аккредитованных организаций не отказывать в выдаче сертификатов — фирмам, продукция которых зачастую соответствует необходимым критериям лишь по формальным признакам. Надзорные органы также любят придираться к маркировке, внешнему виду и другим второстепенным вещам, оставляя без внимание главное — качество товара.

Петр Ларин

Источник